Канатные трамвайчики, Сан-Франциско
|
|
Сан-Франциско известен в первую очередь своими крутыми холмами. Передвигаться пешком по городу тяжеловато. Когда-то самым распространённым транспортом здесь были канатные трамваи, двигавшиеся при помощи подземных тросов. Эти вагончики преодолевали любые подъёмы и были гораздо эффективнее более современных электрических собратьев.
Сегодня действуют три маршрута, покрывающих 69 городских кварталов. Две основные линии связывают главные туристические районы - Fisherman’s Wharf и Union Square. Канатный трамвай очень популярен у туристов.
Канатный трамвай – это местное изобретение. Идея пришла в голову производителю тросов по имени Эндрю Смит Хэллидай после того, как он стал свидетелем ужасной гибели лошадей, затаскивавших конку по крутому подъему на Джексон стрит. Лошади споткнулись, и тяжелый вагон стащил их вниз по склону до смерти. Хэллидай придумал систему, приводимую в движение паровой машиной, в которой вагоны цеплялись к канату с помощью специального цепляющего рычага.
С инженерной точки зрения интересно были сделаны и сами канаты: тросы из стальной проволоки имели джутовую сердцевину. В то время как наружная стальная обмотка помогала выдерживать нагрузку, джутовый канат внутри позволял рычагу захватывать трос более цепко, так как трос при этом слегка сжимался. Эта система являлась лучшей для крутых спусков и подъемов вплоть до 1920-1930 годов, когда появились конкуренты - автобусы, способные покорять холмы.
Принцип работы канатного трамвая довольно интересный. Под городскими улицами проложен петлеобразный трос, направляемый специальными шкивами.
Трос непрерывно тянут двигатели на центральной силовой станции. Когда водитель канатного трамвая перемещает рукоятку захвата, специальный захват проходит через зазор в проезжей части, зажимает движущийся трос, и трамвай начинает движение со скоростью 15,5 километров в час. Для остановки водитель отпускает захват и включает тормоз. Всё управление механикой трамвая осуществляется рычагами вручную. Неудивительно, что водитель канатного трамвая должен быть очень сильным человеком с хорошей реакцией. Особое мастерство от водителя требуется на перекрёстках, где трамвай проходит над направляющими шкивами каната – здесь необходимо отпустить захват и пройти шкивы «накатом».
Первая линия канатного трамвая начала действовать в 1873 году и имела большой успех. Со временем в городе функционировали 8 канатных трамвайных компаний с 600 вагонами и длиной линий в 82 километра.
В 1890-е годы наступило время электрических трамваев. Хотя они покрыли город уродливой паутиной электрических кабелей, они были гораздо дешевле и в постройке линий, и в эксплуатации.
Мощное землетрясение 1906 года ускорило развязку: оно разрушило большинство линий канатного трамвая и трамвайных депо, в пожарах после землетрясения сгорело 117 вагонов. Когда город возводили заново, на месте линий канатного трамвая были проложены линии современного, электрического.
К началу 1950-х в городе осталось всего пять линий канатного трамвая, и городские власти собирались окончательно убрать их с улиц Сан-Франциско. Тогда жители поднялись на защиту своего любимца: они создали Комитет спасения канатного трамвая и вынесли вопрос на городской референдум. Подавляющим большинством голосов было решено и подтверждено городским законом, что канатный трамвай остается. Благодаря этому мы и сегодня можем слышать, как его звонки раздаются тут и там по холмам Сан-Франциско.
Вагоны канатного трамвая полу – открытые. Спереди и сзади площадки, куда запрыгивают пассажиры. У этих вагонов особо широкие приступочки. Из за такой открытости сидений в них не так много, и расположены они так, чтоб пассажиры сидя смотрели наружу.
Почему стоит прокатиться на канатном трамвайчике:
- на нем приятно прокатиться.
- это хорошая связь между районами Fisherman’s Wharf и Union Square.
- он существует только в Сан-Франциско.
Стоит принять во внимание:
- длинные очереди на конечных остановках.
- много народу в вагончике.
Совет: нет нужды стоять в длинных очередях на конечных остановках (иначе - разворотных кругах, или turntables) – кондукторы всегда оставляют место в вагоне, чтобы подхватить пассажиров по ходу маршрута. Проще пройти вдоль линии пару кварталов и заскочить в вагон или на подножку без всякой очереди (с любой стороны). Помашите водителю рукой, чтобы остановился на вашей остановке.
Разворот трамвая на turntables вручную: https://www.youtube.com/watch?v=XPxXelUEw2M
С 1962 года ежегодно проводятся конкурсы на лучший трамвайный звонок, во второй или третий четверг июля на Powell Street перед отелем Westin St. Francis (на площади Union Square). Тысячи людей собираются послушать, как машинисты и кондукторы соревнуются за право называться любимыми городскими трамвайными звонарями.
В кирпичном здании на холме Nob Hill располагается не только машинный зал, откуда берут силу для движения вагонов подземные канаты, но и музей канатного трамвая (Cable Car Museum). Там выставлены самые первые трамваи, исторические фотографии долгих лет службы этого редкого сейчас вида транспорта и стенды, показывающие, как работает эта оригинальная система. Ну, и, конечно, интересно посмотреть на то, как крутятся большущие трудяги-колеса, которые тянут канаты – а те, в свою очередь, где-то снаружи тянут на себе трамваи с пассажирами.