Если ехать на юг от Монтерея по первому хайвэю, следуя изгибам прибрежной полосы, приедешь в крохотный городишко под названием Pacific Grove, в переводе – Тихоокеанская Роща.
"Монархи", свисающие с эвкалипта |
Если ехать на юг от Монтерея по первому хайвэю, следуя изгибам прибрежной полосы, приедешь в крохотный городишко под названием Pacific Grove, в переводе – Тихоокеанская Роща.
Это был бы ничем не выдающийся тихий, зелёный прибрежный калифорнийский городок с двухэтажной застройкой, несколькими улицами и столиками кафешек на тротуаре, если бы каждый год здесь не устраивали фестиваль необычные пришельцы с северо-востока – бабочки монархи Danaus plexippus.
Пасифик Гроув – конечная точка миграции огромного числа бабочек этой породы, прилетающих зимовать с октября по февраль на берег Тихого Океана в заповедной роще, Джордж Вашингтон Парк. Монархи «заправляются» нектаром в северных американских штатах и Канаде, после чего приходит время отправляться в путь, так как наступающая зима неизбежно приведет к их гибели от холода.
В конце февраля они отправляются в тысячекилометровое путешествие обратно, мигрируя по нескольким направлениям на север и на восток в поисках лугов, где цветет малочай, на котором они откладывают яйца, передавая генетическую информацию о зимнем калифорнийском курорте, с помощью которой следующие поколения бабочек таинственным способом найдут свой путь сюда, в Пасифик Гроув. Кроме этой, самой большой колонии, монархи облюбовали для зимовки и другие места Калифорнии – Санта Крус, Писмо Бич, Сан Луис Обиспо.
В отличие от своих прародителей, эти бабочки за свою жизнь еще не пролетали больше нескольких сотен метров, тем не менее, они без колебаний устремляются в полет над широкими северными озерами. Это только первый этап одной из крупнейших миграций в мире. Вскоре отдельные особи, летящие со всех концов Северной Америки, объединяются друг с другом. Бабочки с территорий восточнее Скалистых гор направляются в Мексику, а обитатели запада – в Калифорнию.
Монархи уникальны среди прочих биологических видов, осуществляющих миграции на дальние расстояния. Птицы, киты мигрируют по маршрутам, по которым по крайней мере некоторые из них летали или плыли раньше, ведомые более опытными сородичами. У монархов путешествуют бабочки, никогда прежде сами не бывавшие в Пасифик Гроув. Тем не менее бабочки безошибочно находят свой путь в заповедную рощу. Никто не знает в точности, каким образом они отыскивают дорогу. Учёные предполагают, что в навигации играют роль магнитное поле Земли, положение Солнца и угол поляризации солнечных лучей.
Монтерейские сосны заповедной рощи и туманы, изолирующие колонию бабочек от пассатов, предоставляют монархам именно тот микроклимат, в котором они нуждаются для зимовки – правильную температуру, влажность и соотношение света и тени. Заповедник в Пасифик Гроув – остаток когда-то весьма значительного района обитания бабочек, значительно сузившегося за последние пятьдесят лет из-за роста населения, урбанизации и старения деревьев.
С другой стороны, распространение завезенных из Австралии эвкалиптов (они впервые прибыли в Америку в 1850 году, и чрезвычайно размножились, вытесняя многие местные породы растений) оказалось положительным эффектом для мигрирующих бабочек: помимо убежища, эти деревья, цветущие в зимнее время, предоставляют пищу монархам – нектар их пушистых цветов оказался по вкусу бабочкам-дальнобойщицам.
В заповеднике монархи висят, цепляясь один за другим, образуя гигантские гроздья, вернее сказать – гирлянды, свисающие с деревьев.
Те из бабочек, что упали с веток, должны подняться обратно как можно скорее – это вопрос жизни и смерти. Их крылья вибрируют, чтобы согреть летательные мышцы и подняться прежде, чем они обморозятся на земле. Те, кому удалось выжить, ютятся на деревьях на протяжении четырех месяцев. Весеннее тепло пробудит их от спячки.